• ↓
  • ↑
  • ⇑
 
21:25 

Апокалипсис в одной, отдельно взятой квартире

Слышали ли вы когда-нибудь выражение "Пожар в борделе во время наводнения"? Я вот слышал, но никогда не придавал особого значения. Выражение как выражение. А вчера понял, ибо произошёл целый ряд событий, как нельзя лучше подходящих под это определение. Что, собственно меня и сподвигло прервать молчание, длившееся вечность, и разродиться первым пОстом в diary. Но все по-порядку.

Прихожу, значит, вчера домой поздно вечером, "небритый, голодный, усталый и злой". Звоню в дверь, но звонка не слышно. "Что бы это, черт возьми, значило" - ворочаются мысли в усталых мозгах. Звоню домой по сотовому, открывают, оказывается свет отрубился, аварийка будет нескоро. "Ладно, бывает, что тут поделаешь" - думаю я и сажусь ужинать. В это время на улице темнеет окончательно, так что черное становится неотличимым от белого.

Мою посуду и чувствую, что из тумбы, на которой покоится раковина начнают раздаваться непонятные звуки. Не то шелест, не то бульканье. Заглядываю - ничего не видно, только слышно зловещее журчание и в нос ударяет сильный запах гнили. Ясное дело - труба засорилась. Теперь все, что в ней копилось месяцами и годами, вырвалось на свободу, чтобы портить жизнь тем, кто забыл ее вовремя прочистить. Мысленно начинаю ругаться, одновременно пытаюсь сообразить, что делать. "Может оно и хорошо," - думаю - "что звонок не работает, хоть залитые соседи снизу не смогут дозвониться". Пришлось срочным порядком откачивать воду и чистить трубы, причем в полной темноте практически на ощупь...
Когда нечеловеческими усилиями авария была ликвидирована, приехала аварийка в виде двух электриков. Объяснил им ситуацию. Понимающие кивнув, они стали ковыряться с электрощитке, то засовывая во все места какой-то щуп, то щелкая какими-то переключателями. Тут отрывается дверь, и на площадку выходит тётя Маша, бабулька лет 80. "У меня только что свет погас" - говорит - "и от телевизора горелым запахло". Оказывается, эти горе-специалисты устроили коротыш бедной бабульке и спалили не только автомат-переключатель, но и старый советский телевизор. В результате свет нам все-таки сделали, но бабулька осталась одна в темноте и без телеящика.

К чему все эти подробности? А вот к чему. Я вдруг совершенно ясно почувствовал: до чего же мы, интеллектуалы странный народ. Мы рассуждаем о чем угодно - о психонализе, о природе ангелов, о добре и зле, об искусстве, о философии... Мы смотрим бесонечные фильмы и сериалы, читаем бесконечные книги. НО КАКОЕ ЭТО ВСЕ ИМЕЕТ ОТНОШЕНИЕ К РЕАЛЬНОСТИ?! Это мир симулякров, медийных фантомов, копий без оригинала. Мир который мы создали сами для ухода от настоящих проблем - форма эскапизма, весьма изысканная и изощренная. Когда реальность прорывается к нам в виде зловонной трубы, или в виде криворуких электриков, или в виде смерти кого-то из близких, нам это жуть как не нравится! Knock, knock. Matrix has you, Neo. И рвется пелена общества спектакля, и понимаешь чего стоит вся эта чепуха, котрой засоряем мы свой разум, считая себя при этом умнее и просвещеннее других. Вот и еще один корень интеллектуализма - гордость, презрение к "непосвященным". Такова была основная часть русской интеллегенции почти с самого момента ее появления - с Петровских реформ.

Всё. Я больше не хочу быть интеллектуалом. Я не хочу думать и рассуждать о жизни, не живя ей. Я не хочу думать чужие мысли и смотреть чужие сны. Я хочу ЖИТЬ в РЕАЛЬНОСТИ. Я хочу быть ЧЕЛОВЕКОМ.

@темы: экзистенция, философия, быт

13:47 

Мифоанализ коммунизма

Навеяно дискуссией с Ningyo по поводу Советского периода в нашей истории...

Недавно нашел на просторах сети интереснейшую штуковину - предновогодний выпуск Комсмомольской правды 1960 года. Выпуск был попыткой заглянуть на 50 лет вперед - в 2010 год. К этому времени уже должно было настать светлое будущее коммунизма.

Начиналось все с стихотворения некоего К. Сергеева. Есть основания считать, что это был С. П. Королев - тот самый, великий конструктор ракет.

Наша Эпоха
О, эпоха решительности,
Эра Космоса, -
сокрушительница
ложного, костного.
Стали открытыми взгляды,
Стали души прямее,
это - главная
новой эры примета.
Люди ходят - честны и талантливы,
и добры, потому что гиганты.
Голоса - словно грома раскаты,
не хихикают - хохочут смело,
так, что даже древние скалы
лопаются от людского смеха.
И перестали друг в друга
тыкать пальцами, ссориться.
И нет уже взглядов словно скользких улиток,
потому что пальцы - созданы для творчества,
а глаза - для улыбок,
не для спокойствия сонного,
не для того, чтоб лукавить,
а для радости,
при виде созданного
человеческими руками!

Как у человека, знакомого с религиеведением, у меня просто глаза на лоб полезли. Это же чистой воды религиозный миф! В раннем христианстве была такая ересь - хилиазм. Она утверждала, что вот-вот должно было настать тысячелетнее царство Христа на земле, описанное в апокалипсисе. Ересь была успешно преодолена Церковью. Потом та же идея проявлялась в разных местах, но никогда не выходила за рамки еретических сект. И уже тем более никогда не становилась господствующей в целом гигантском государстве.

 

Итак, чты мы видим в этом стихотворении?

 

Мы видим мечту о новом мире и новом человеке, мечту которой жили все религии Запада, начиная с Древнего Египта. Описывается новый эон, новая "эра Космоса", а космос - по гречески - крастота, порядок. Все ложное косное и разрушено, в точности как в Апокалипсисе: "И видех небо ново и землю нову: первое бо небо и земля первая преидоста, и моря несть ктому... И рече Седяй на престоле: се, нова вся творю."

 

Появился новый человек: с отрытым взгядом и прямой душой,честный и талантливый. Он не тыкает больше ни в кого пальцами, ни с кем не ссорится, не лукавит. Его преимущество над обычными людьми не просто моральное, но онтологическое: он - гигант, древние скалы лопаются от его смеха. Гигантизм - в мифологии это всегда символ божественности. В религиозном мире Индии есть точный аналог этому "новому человеку" -Маха Пуруша - Большой Человек. Он огромен, вечен и божественен и каждый индус должен к нему стремиться. В христианстве есть учение о Новом Человеке, Новом Адаме, которым стал Христос, и которым призван стать каждый верующий. О нем пишет апостол Павел, рассуждая о воскресении мертвых в 1-м послании к Коринфянам:
"Первый человек от земли, перстен: вторый человек Господь с небесе.
Яков перстный, такови и перстнии: и яков небесный, тацы же и небеснии:
и якоже облекохомся во образ перстнаго, да облечемся и во образ небеснаго."

(Если кто не знает - персть, это земля, прах)

 

Новый человек больше не страдает, только "радуется при виде созданного человеческими руками", его глаза улыбаются, он занимается творчеством. Что это если не образ Царствия Небесного? Опять же вспоминается Апокалипсис:

"и отимет Бог всяку слезу от очию их, и смерти не будет ктому: ни плача, ни вопля, ни болезни не будет ктому, яко первая мимоидоша."

 

Вы теперь понимаете, что такое большевизм и почему он достиг таких успехов? В фильме про Чапаева один крестьянин спрашивает: "Ты, Василь Иваныч, за кого, за большевиков или за коммунистов?" В этом вопросе - вся суть явления большевизма. Под личиной атеистической идеологии марксизма-ленинизма скрывалась эсхатологическая секта, жаждавшая Царстаия Божия на земле, причем в самом ближайщем будущем. Отсюда "моральный кодекс строителя коммунизма", и аскетизм в материальной сфере, и конфликт с Западом. Со временем этот дух, конечно, выветрился. А когда дух покидает тело, известно, что с ним происходит. На остатках этого трупа до сих пор живем мы с вами..

@темы: коммунизм, мифология, стихи, эсхатология

23:52 

Кургинян о катакомбах

Кургинян рассуждает о национальной идее, о современном мире, о "Царстве количества", об идеальном, о регрессе, о катакомбах, о большевиках, о падении Союза. Умный мужик, однако!:)


@темы: будущее, катакомбы, кургинян

23:52 

О взаимоотношениях народа и власти

Vox populi - vox dei (Латинская поговорка)

Товарищ LAW тут http://diary.ru/~2029/p106295576.htm подняла очень интересную тему - о взаимоотношениях народа и власти. Меня она тоже всегда интересовала, поэтому я решил специально об этом написать.

Что такое власть для народа - благо или зло?

Каждому понятно, что никакой более-менее цивилизованный народ без власти жить не может. Падение или даже ослабление власти ведет к анархии, к войне "всех против всех". Наша страна совсем недавно проходила такой период, и даже до сих пор он не закончен.

Но власть иногда может злоупотреблять своим положением, что приводит к печальным последствиям для всего народа. Любая власть склонна к деградации и разложению, так же, как и все человеческое общество. Даже когда она уже рождается разложенной. Люди, стоящие у руля, постепенно начинают воспринимать свое положение как нечто само собой разумеющееся, не зависящее ни от положения народа, ни от его мнения о ней.

 

Это блестяще описывал Есенин в поэме "Пугачев":

Нашу рыбу, соль и рынок,
Чем сей край богат и рьян,
Отдала Екатерина
Под надзор своих дворян.

И теперь по всем окраинам
Стонет Русь от цепких лапищ.
Воском жалоб сердце Каина
К состраданью не окапишь.

Всех связали, всех вневолили,
С голоду хоть жри железо.
И течет заря над полем
С горла неба перерезанного.

 

Создать идеальную власть невозможно даже в моменте, не говоря уже о длительном периоде. Причина проста - в несовершенстве человеческой природы, которую никакими внешними способами исправить нельзя. Многие пытались, ни у кого не получалось. Свидетелями бесславного завершения последней попытки были мы с вами.

Итак, история учит, что элита вечной не бывает, она рано или поздно терпит крушение. Иногда - вместе с государством, но чаще - государство остается. Тем не менее человечество не устает выдумывать способы, продлевающие жизнь дряхлеющей элите, оздоравливающие и омоложивающие ее.

И тут ключевым вопросом становится вопрос взаимодействия народа и власти. Ведь власть по идее призвана служить народу, а не наоборот. Как организовать диалог народа с властью? Как ограничить злоупотребления? Как наладить систему, позволяющую избегать социальных потррясений? Попытаюсь перечислить способы решения, уже придуманные и опробованные обществами Модерна. Я разделил их на 2 группы - "хорошие" и "плохие".

1. Когда власть и народ хронически не понимают друг друга, возможны варианты:

1.1. Контрэлита при поддержке народа сметает старую элиту и начинает править по-новому. За примерами далеко ходить не надо - революции 1917 и 19 Положение народа становится лучше.
1.2. Власть силой(полицейской и военной) подавляет недовольство народа до поры до времени. Так действовал Сталин и царское правительство, Столыпин со своими "галстуками". Бесконечно такая ситуация продолжаться не может. От этого устает не только народ, но и власть.

1.3. Власть обманом через СМИ внушает народу, что все идет хорошо. Народ верит до тех пор, пока все совсем не становится плохо. Этот способ стал доступен в последние лет 40 с появлением "общества спектакля". Во всех современных обществах данный способ присутствует.

1.4. Власть умирает вместе с государством.

2. Когда существует работающая политическая система, диалог между властью и народом существует и проявляется следующими путями:
2.1. Существуют механизмы общественного контроля за действиями власти. Например, если человек видит, что его сосед-чиновник покупает третий мерседес - должна быть общественная организация, куда он мог бы "настучать". Для этого нужна высокая общественная активность населения.
2.2. Существуеют механизмы отбора наиболее пассионарных и способных людей из народа во властные структуры. То есть если человек хочет идти во власть, он должен знать что ему для этого нужно делать. Чаще всего это делается через партийные структуры - так это было в СССР, в нацистской Германии и в какой-то мере в современных Штатах.
2.3. Существует какая-то высшая идея, объединяющая и народ и элиту, будь то "Тысячелетний Райх", Мировой Коммунизм или Мир-Демократии-И-Свободы.

2.4. Власть формируется демократическим путем. Такое возможно только на местном уровне(деревня, небольшой городок, район Москвы) и то при высокой социальной организации населения. На государственном уровне реальная демократия неминуемо превращается в фарс..

В реальных обществах все типы взаимодействия так или иначе сочетаются. У нас сейчас преобладает вариант 1.3. Но врядли он продлится слишком долго. Никаких признаков из раздела 2 особо не заметно. Поэтому я очень опасаюсь варианта 1.1, т.к. контрэлита у нас сейчас может быть только паллиативной a la "майдан" или "пожиратель галстуков".

Хотелось бы спросить моих читателей: какие еще можно придумать способы организации взаимодействия народа и власти? И какие из них применимы к нашему обществу, а какие - нет?

 

P.S.

Sorry за слишком научный стиль, я сейчас диплом пишу, что не может не сказываться.


@темы: размышления, политика, вечные темы

02:21 

Все проходит... и это пройдет

Задумывались ли вы когда-нибудь о суетности и бренности земного существования? Что наша жизнь в сравнении и вечностью? Когда-нибудь от нас не останется и следа на этой Земле. Так почему же живем так, как мы будто останемся здесь навсегда? Не безумны ли мы и не слепы ли?

 

Нашел у Шамиля Султанова восхитительную арабскую притчу на эту тему. Спешу с вами поделиться:

 

«…Когда-то, давным-давно, жил некий купец. Несмотря на свою молодость, он много поездил по свету. Однажды, двигаясь во главе своего каравана к большому торговому городу, увидел он, как земледелец пахал землю, а в упряжке у него шли вол и изможденный раб. У купца была добрая душа, и он, пожалев раба, заявил хозяину, что готов его выкупить и отпустить на свободу. Но раб только спокойно поблагодарил купца. Потом он внимательно посмотрел на купца, на караван, на далекие горы впереди, и добавил: "Все проходит, о, благородный человек. И, по воле Всевышнего Аллаха, это тоже пройдет". Караван медленно направился дальше, а раб пошел к своей упряжке.

Прошло несколько лет, и купец вновь оказался в той же стране. Он выгодно распродал свои товары и по заведенному обычаю вместе с другими приезжими торговцами был приглашен во дворец падишаха. Купцы поднесли правителю богатые подарки, а он в их честь устроил пир, на который были приглашены все известные своим умом и мудростью жители столицы. Сидя за обильным угощением, купец вдруг увидел человека, которого он хотел когда-то освободить от неволи. Тот сидел на самом почетном — справа — месте от правителя. Еще больше удивился купец, когда узнал, что бывший раб стал правой рукой государя.

Визирь тоже вспомнил старого знакомого и пригласил его к себе, чтобы рассказать поразительную историю. Город оказался окружен многочисленными вражескими войсками и падишах находился в глубоком отчаянии. "Я совершенно случайно, хотя, как известно, случайностей не бывает, встретился с государем и высказал ему совет, как рассорить врагов друг с другом. Он сделал именно так, как я ему сказал, и победа осталась на нашей стороне".

Купец долго восхищался необычайными приключениями визиря и, наконец, сказал, что его нынешнее положение — это дар судьбы за те горести, которые он испытал, будучи рабом. Визирь чуть заметно усмехнулся и тихо, но так же уверенно и убежденно, как и в первый раз, сказал: "Всё проходит, мой друг. И, по воле Всевышнего, это тоже пройдёт".

Прошло четыре года. И снова купец прибыл по торговым делам в этот же город. Ему сказали, что его приятель, после смерти падишаха, стал правителем города. Вечером купец пришел к нему на прием. Новый государь искренне обрадовался встрече. Целую ночь они говорили об удивительных случаях, которые происходят в жизни людей. На рассвете, провожая гостя, правитель сказал тихим голосом свою обычную фразу: "Всё проходит. И, по воле Всевышнего Аллаха, это тоже пройдёт".

Минуло еще несколько лет, и купец вновь оказался в этом же городе. И здесь он услышал поразившую его весть: падишах заболел неизвестной болезнью и буквально за несколько дней умер. Чувствуя печаль и тяжесть, купец направился на кладбище. Найдя могилу друга, он прочитал обязательную в этих случаях суру "Йасин" из Священного Корана. Смахнув навернувшуюся слезу, вдруг, на небольшом черном камне, лежащем у изголовья могилы, поседевший купец прочитал знакомые слова: "По воле Всевышнего, это тоже пройдёт". Искренне зарыдал он, повторяя про себя: "Но сейчас ты, мой друг, ошибся. Увы, это уже никогда не пройдёт".

Через семь лет постаревший, осунувшийся, с седой бородой купец приехал в знакомый ему город. Завершив свои торговые дела, он решил проведать могилу своего странного приятеля, но, сколько ни искал, так и не нашел кладбища. Когда же он попросил местных жителей помочь ему, те ему рассказали, что произошло несколько лет назад. Тогда очень быстро наступила весна. Река за ночь вышла из берегов, и город оказался во власти необычайно бурного наводнения, принесшего большие беды и несчастья жителям. Но и не только им. Злой поток ночной воды смыл и унес всё кладбище. На его месте остался ровный и равнодушный пустырь. Ничего не сказал купец.

Ибо, что мог он сказать?»

 

И действительно, что тут еще можно прибавить или убавить?...


@темы: не мое, размышения

23:15 

О постмодерне

Я говорю вам: нужно носить в себе еще хаос, чтобы быть в состоянии родить танцующую звезду (Ницше)

Поразительно, насколько сильные метаморфозы претерпевают человеческие общества. Весь 20 век прошел под знаком таких перемен, не случайно эта эпоха называется Модерном - Новым временем. Наверное никогда цивилизация запада не жила столь напряженной жизнью, как в это время. Две великих войны два раза залили кровью и оставили в руиных всю Европу(включая Россию), рухнуло 8 великих империй - Российская, Германская, Австро-Венгерская, Османская, СССР, Гитлеровская Германия, Японская и Британская. Политические идеологии Модерна - социализм, либерализм и нацизм вели борьбу друг с другом не на жизнь, а на смерть, борьбу не столько за ресурсы или богаства, сколько за идею. Три раза глобально перекраивалась карта мира - два раза после войн и один раз после развала Союза. Бурлила и интеллектуальная жизнь Запада: Гуссерль, Поппер, Хайек, Хайдеггер, Ленин, Сартр, Дюркгейм, Зомбарт - мыслили, писали, спорили, их идеи оказывали влияние и на массы. Запад оставался центром мирового социального, политического и философского дискурса, местом претворения в жизнь самых отчаянных и бредовых идей, местом, где творилась История.

Но вот, рухнул СССР и как будто что-то оборвалось. Хотя и говорят, что социальное время ускоряет свой бег, но ощущение, как будто этот бег остановился вовсе. Не случайно Фукуяма стал говорить о конце Истории. Пространство Западного мира превратилось из главного newsmaker-а в безжизненное болото, населенное потребителями, поглощающими бесконечное количество товаров и знаков. Свершилось то, о чем мечтала и к чему рвалась Европа начиная с эпохи Возрождения - удалось построить экономику, удовлетворяющую основные материальные потребности большей части населения. Казалось бы, это неплохо, но это далеко не все. С тотальным распространением масс-медиа: радио, телевидения, Интернета, все большая часть жизни Запада стала переходить в сферу виртуальности. А когда в одном месте прибывает, в другом обязательно убывает. Реальная социальная, экономическая и политическая борьба практически исчезла, превратившись в симулякр - недостоверную копию с несуществующего оригинала.
Нашел в сети вот такой интересный ролик на эту тему:




Ясно, что это тупик и что долго так продолжаться не может. "Все проходит, и по воле Всевышнего это тоже пройдет". Нынешний кризис, начало которого мы имеем удовольствие созерцать это ясно покажет. Нынешняя экономическая система - базис - терпит крах, поэтому и надстройке - социальной и политической придется несладко. В нашем обществе это мало осознается, но это факт. В связи с этим хочу задать ряд вопросов своим читателям:
Как вы думаете, вернется ли Запад к своей "бурной молодости" или болото постмодерна таки засосет его?
Каким может быть мир после кризиса и каково место в нем нашей страны?
Буду рад любым мнениям, даже самым безумным:) Ведь самые безумные предположения часто и оказываются самыми верными.

@темы: будущее, постмодерн, шевченко

00:12 

Стихотворение солдата

Нашел в журнале "Однако" удивительное стихотворение, написанное простым солдатом финского фронта в годы Войны. Его нашли на убитом, в кармане шинели. Автора звали Александр Зацепа.

 

Послушай, Бог... Еще ни разу в жизни
С Тобой не говорил я... но сегодня
Мне хочется приветствовать Тебя.
Ты знаешь... с детских лет мне говорили,
Что нет Тебя... и я, дурак, поверил...
Твоих я никогда не созерцал творений.
И вот сегодня ночью я смотрел
Из кратера, что выбила граната,
На небо звездное, что было надо мной;
Я понял вдруг, любуяся мерцаньем,
Каким жестоким может быть обман.
Не знаю, Боже, дашь ли Ты мне руку,
Но я Тебе скажу, и Ты меня поймешь...
Не странно ли, что средь ужаснейшего ада
Мне вдруг открылся свет, и я узнал Тебя.

А кроме этого, мне нечего сказать.
Вот только... что я рад, что я Тебя узнал.
На полночь мы назначены в атаку,
Но мне не страшно: Ты на нас глядишь!
Сигнал! Ну что ж, я должен отправляться...
Мне было хорошо с Тобой... Еще хочу сказать,
Что, как Ты знаешь, битва будет злая.
И, может, ночью же к тебе я постучусь.
И вот, хоть до сих пор я не был Твоим другом,
Позволишь ли Ты мне войти, когда приду?
Но, кажется, я плачу. Боже мой, Ты видишь,
Со мной случилось то, что ныне я прозрел...
Прощай, мой Бог... иду и вряд ли уж вернусь.
Как странно, но теперь я смерти не боюсь.

1944

 

Вот такие люди и выиграли для нас Войну, вырвали право на жизнь для себя и своих потомков. И как мы распорядились этим правом? Стыдно, товарищи.:(



@темы: война, стихи

faustus

главная